Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимоотношений в коллективе среди обучающихся 5
1.1.Понятие коллектива, основные черты 5
1.2. Этапы развития коллектива 12
1.3. Формирование личности учащихся в коллективе 14
1.4. Психологическое консультирование обучающихся 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование состояния проблемы взаимоотношений в коллективе среди обучающихся 22
2.1 Цели, задачи, методы и экспериментального исследования 22
2.2. Программа формирующего эксперимента, анализ полученных данных 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 1 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня в психологической практике мы сталкиваемся с многочисленными проблемами подросткового возраста. Эти проблемы имеют различный характер, они связанны с трудностями развития и адаптированностью личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями. Все это обусловлено тем, что подросток стремится повзрослеть, пытается порвать с жестким контролем семьи, активно стремиться к самостоятельности. Важным фактором психического развития подростка является общение со сверстниками. Для него это ведущая деятельность. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Необходимо отметить, что общение - это не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние. Изучение межличностного взаимодействия детей подросткового возраста является важной целью установления и сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса.
Исследованию проблемы о взаимосвязи общения и взаимодействия посвящены труды Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Широкий круг описанных выше проблем решается в рамках психологического консультирования.
Цель данной курсовой работы: изучить возможности консультирования по преодолению подростками проблемы взаимоотношений в коллективе.
Объектом исследования является проблема межличностного общения подростков в коллективе. А предметом исследования выступает специфика психологического консультирования обучающихся по проблемам взаимоотношений в коллективе.
Гипотеза: преодоление подростками проблемы взаимоотношений в коллективе будет более эффективным, если разработать и экспериментально проверить модель психологического консультирования.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить литературу о понятии взаимоотношений в коллективе среди обучающихся;
2.Определить особенности психологического консультирования обучающихся;
3. Разработать модель консультирования обучающихся по проблемам взаимоотношений в коллективе;
4. Проанализировать результаты после проведения консультаций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, описание, беседа.
База исследования: (школа)
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимоотношений в коллективе среди обучающихся
1.1.Понятие коллектива, основные черты
Коллектив - группа объединенных общими задачами и целями людей, которая достигла в процессе социально-ценной деятельности высокого статуса развития. В последние годы слово «коллектив» все чаще заменяется словом «команда».
Коллектив является видом малой группы. В коллективе отношения зачастую основываются на доверии людей, честности, порядочности, открытости. Для того, чтобы называть небольшую группу людей коллективом, группа должна быть подчинена ряду весьма высоких требований: хорошо справляться с возложенными на группу задачами, иметь хорошие человеческие отношения, создавать каждому возможность развития как личности, быть способной к творчеству.
Признаки коллектива. Чтобы считаться коллективом, группе нужно удовлетворять признакам, где главной целью показано наличие общей цели у всех членов группы. Цель может формироваться в результате общего влияния конкретных целей у каждого члена группы, или задаваться внешними признаками, однако являться одной для всех, а не просто схожей.
Далее признак коллектива: психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею. Основу составляют совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Данное психологическое признание составляет возможным практическое взаимодействие членов коллектива, а в итоге достижения признака потенциал коллектива оказывается неограниченно большим.
Еще один из признаков коллектива является наличие своей культуры, которая выражена общими ценностями, символике, нормах и правилах поведения. У каждого коллектива есть склонность к идеализации прошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве, придает дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.
Рассмотрим наиболее детально основные черты и понятие коллектива в педагогике.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение обосновано тем, что воспитание теоритически не может быть ограничено только личным влиянием учителя на каждого ученика. Воспитание должно быть подкреплено разносторонним влиянием коллектива, не только обеспечивающим свободу и защищенность, но и выступать носителем здоровой морали и аккумулировать в себе богатство нравственных, а так же художественно- эстетических отношений. Следовательно, в процессе работы педагога необходимо создавать здоровый и сплоченный коллектив и с толком использовать его для развития личности разных сфер жизни. Без образования коллектива трудно рассчитывать на эффективность в воспитании.
Понятие коллектива показывает на объединение людей, на существование между людьми отношений. В таком смысле в каждое объединение людей мы можем определить в отношения деловые или личные.
Несомненно, важным признаком коллектива является налаженность, прочность деловых отношений между участниками. Круговая порука и всепрощение считаются для данного признака антиподом коллектива.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что воспитательный коллектив является неким объединением учащихся, жизнь и деятельность коллектива мотивируется здоровыми социальными стремлениями. В коллективе отлично функционирует самоуправление, а межличностные отношения отличаются высокой степенью организованности.
Создать коллектив такого типа быстро невозможно, для этого требуется много времени. Из-за этого принято выделять три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив.
В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
В общешкольный коллектив входят первичные коллективы (классы). Для выполнения работ на непродолжительное время могут создаваться временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности и т.д.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 2000. - 97 c
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000. - 97с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000. - 78 c.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б. М. Бим- Бад. – М.: Просвещение, 2000. - 64с.
5. Барцалкина, В. Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева. -- М. : изд-во АПН СССР, 1987. -- С. 133--139.
6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -- М. : Искусство, 1979. -- 424 с.
7. Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. – 56с.
8. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 42 – 46.
9. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2005. - 76 c.
10. Караковский, В. А. Воспитание ? Воспитание : Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 2000. –98 c.
11. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000. - С. 45,67-69, 111-114.
10. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
12. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 11 – 22.
13. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000. -65c.
14. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.
15. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004. —256 с.
16. Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
17. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91.
18. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития/ А.М. Новиков. - M.: Просвещение, 2001. -42c.
19. Огурцов, А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы / А.П. Огурцов// Человек. – 2002. – № 1. – С. 71 – 87.
20. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 2000. -38c.
21. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. - М.: Просвещение, 2000. – C.43-48, 67-69.
22. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. – C.78-81.
23. Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.
24. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000. - № 2. - С. 37 – 49.
25. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000. -53c.
26. Шевченко, А.П. Формирование как педагогический процесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. - Самара: СИПКРО, 2000. -81c.
27.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Изд. центр «Академия», 2006
28. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
29.Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку Книга для школьных психологов, ... М.: Издательский центр «Академия», 1997. 96с.
30. Шеховцова Л. Ф. Консультирование в школе. СПб., 2003.